+7 495 646-13-70; +7 967 159-93-67
6461370@mail.ru
К списку статей
Статья от 17 августа 2008 года

История садовой скульптуры.Гермы.


Гораздо важнее тип гермов - т.е. столбов, завершенных верхней частью человеческой фигуры. Происхождение их объясняется выработкой статуй из обрубков дерева, причем часть статуи не заканчивалась. Действительно, гермы играли роль домашних, как видно по живописи на чудной эрмитажной вазе, и уличных икон, за оскорбление коих поплатился Алкивиад.
 В Эрмитаже имеется 5 верхушек гермов, а число их в других европейских собраниях не поддается и приблизитель­ному подсчету. Постановка герм в античных садах не подлежит сомнению ввиду изображения их на помпейских фресках, и, по мере нахождения их при раскоп­ках, гермы показались чрезвычайно пригодными для украшения садов. В самом деле, человеческое изображение, герма, вырастает из земли так же естественно, как ствол дерева.
 Эпоха Возрождения редко пользовалась мотивом герм, но в Капрароле Райнальди применил их с исключительным мастерством и роскошью, когда они бы­ли поставлены преимущественно не у стен или у зелени, а на краю балюстрады. Подставки их сильно вытянуты, и на головах они держат вазы для цветов. Каждая фигура оживлена, и все согласованы одна с другой, как бы образуя стройный хор. Теперь кажется непонятным изумительное сочетание каменной формы столба и живой формы тела и еще более странно разнообразное, но серьезное построение каменных гигантов, как бы завороженных волшебником и рассказывающих о том чуждом для нас и чудном веке, когда жили гиганты искусства и строили волшеб­ные дворцы, подобные Капрароле.
 Весьма декоративны, но слишком грузны гермы в собственном садике виллы Боргезе, поставленные, вероятно, Вазанцио. Возрождение герм было начато в XVII в. благодаря Пуссену, проектировавшему в Риме ряд герм для Фуке; они
 находились в Во-ле-Виконте, а потом, в 1683 г., перенесены в Версаль, где и нахо­дятся в рощицах по обе стороны «зеленого ковра». (В Во-ле-Виконте сохранилась чудная решетка с колоссальными столбами в виде двуликих гермов.)
 Самыми изумительными являются гермы, сделанные для Версаля и лишь фор­мально сходные с античными. И пьедесталы в них разработаны свободнее, и тело развито наполовину и связано с пьедесталом низко падающими одеждами. Часть их стоит в полукруге у бассейна Аполлона. Из них — «Сиринкс» Мазьера, «Вер-тумн» и «Помона» Леонгра, «Вакх» Рэона, «Весна» Арсиса и Мазьера и «Пан» Мазьера,
 а также несколько копий антиков. Крупный размер этих произведений и чудесные пропорции соответствуют размаху площади и крупным краевым группам.
 Лучшими, однако, являются большие гермы, стоящие у площадки Латоны против дворца. Они разработаны еще свободнее, и характер их верхней части отлично соответствует нижней. Лучшими являются «Фавн» Гужона, выдавливающий вино из гроздьев, «Вакханка» Дедье, играющая на бубнах, «Церера» Пуллетье, отличный «Геркулес» Леонгра и «Диоген» Леспаньонделя. Казалось бы, что совершенство этих чудных произведений должно было увлечь и последующих скульпторов. Действительно, неплохие образцы имеются в садах замка Лонгфорд и грубоваты, но неплохи гермы Архангельского.
 К сожалению, античные произведения все более и более привлекали к себе внимание, и XIX в. оставил либо подражания античным гермам или сочетания на стоящих бюстов с суживающимися книзу пьедесталами. (Хорошие образцы находятся у бассейна, где «Нимфы поддерживают корзину», в Большом Трианоне.)
 Из более свободных произведений стоит упомянуть только гермы Вюрцбурга и Варшавы (Лазенки), состоящие как бы из целых фигур фавнов, посаженных на пьедесталы, и курьезные фигуры при входе в палаццо Веккио. К типу гермов нужно отнести и постановку небольших бюстов на высоких, тонких столбиках, как применено это на вилле Альбани. Двусторонние гермы (античный имеется в Эрмитаже) хороши для постановки на перекрестках аллей, но встречаются сравнительно редко.
 Александрийской или римской эпохе принадлежит идея лежачей статуи как олицетворения реки. Примерами являются «Нил» Ватикана и «Марфорио» Капи¬толия. И та, и другая статуя служили, вероятно, украшением каскадов или фонтанов. Эпоха барокко охотно применяла этот мотив, как видно по вилле Папы Юлия. Однако там они служат архитектурным украшением, подобно чудесным

материал взят с сайта http://www.istsad.ru/germ.htm


Посмотреть полный каталог   |  Написать письмо   |  Избранные статьи